Критерии выбора тротуарной плитки и брусчатки

Выбирая материал для строительства, мы предъявляем много различных требований: начиная от его внешнего вида, фактуры, заканчивая техническими параметрами и способностью длительное время не требовать ремонта и замены.

морозостойкость и долговечность тротуарной плитки

Безусловно, наиболее экономичным способом провести строительные работы и работы по благоустройству территории, является подбор таких материалов, которые независимо от их стоимости, не повлекут производства ремонтных работ или работ по замене материала. Не секрет, что при существенной экономии на материалах при строительстве в ущерб качеству, производство работ по демонтажу и последующему монтажу нового материала не только "убивает" всю предыдущую экономию, но и в разы увеличивает расходы домовладельца. Поговорка "скупой платит дважды..." в строительном процессе имеет высокую актуальность.

Многие производители тротуарной плитки и брусчатки красиво и очень убедительно хвалят свою продукцию, и часто очень сложно разобраться в "океане" предложений. В настоящей статье мы поговорим о тех нагрузках, которым подвергается уличные тротуарные плитки, о свойствах материалов, из которых они могут быть изготовлены, об особенностях климатических зон средней полосы России и их сочетания с характеристиками тех или иных строительных материалов.

Каким воздействиям подвергается материал для мощения в процессе эксплуатации.

брусчатка клинкерная

1. Вода, влага, лед.

Атмосферные осадки для нашего региона обычное явление. Даже при условии создания на объекте системы линейного и подземного дренажа, позволяющих своевременно удалить излишки воды в систему канализации, весь "дорожный пирог" будет накапливать в себя влагу: в слоях, непосредственно в самих материалах (способность материалов впитывать воду) и т.п.

Российская действительность усугубляет процесс воздействия влаги на материал - осенью, зимой и весной температура окружающей среды опускается ниже отметки в "0" градусов, и влага и вода преобразуются в лед. Преобразование воды в лед подразумевает преобразование молекул воды в жесткую цепочку льда, которая, выстраиваясь, начинает воздействовать на разрыв внутри материала.

То есть если строительный материал имеет способность насытиться водой (так называемый высокий коэффициент водопоглощения по объему), то при изменении температур на минусовые, вода, насыщающая материал, образует жесткие цепочки льда, которые будут способствовать разрыву внутренних связей материала. Наверное, у каждого человека в жизни была история с забытой бутылкой шампанского в морозильной камере холодильника, когда шампанское замерзало, а лед разрывал бутылку. Примерно такие же процессы происходят в строительных материалах, предназначенных для наружных работ. На практике в тех материалах, водопоглощение которых высоко, после нескольких лет постоянных процессов замораживания и оттаивания, происходит растрескивание материала.

2. Механические нагрузки.

брусчатка тротуарная плитка

Тротуарная плитка обычно используется на дорогах, для дорожного покрытия пешеходных зон, зон отдыха. В Европе мы часто видим брусчатку на мостовых, и клинкерный тротуарный кирпич на площадях. В России часто на дорогах применяется асфальто битумное покрытие, тротуарная плитка и брусчатка чаще всего применяется для устройства ландшафтных зон.

Механические нагрузки для дорожного покрытия бывают различными и разделяются на несколько групп:

  • Группа А. Нагрузка 15 kN. Пешеходные зоны, Велосипедные дорожки, благоустройство дворов и придомовых территорий.
  • Группа B. Нагрузка 125 kN. Дороги для легковых автомобилей, парковки и гаражи легковых автомобилей.
  • Группа С. Нагрузка 250 kN. Тротуары, автомобильные предприятия.
  • Группа D. Нагрузка 400 kN. Обочины автомобильных дорог, АЗС, Объекты транспортной инфраструктуры в городах с не интенсивным движением.
  • Группа E. Нагрузка 600 kN. Автомагистрали, объекты транспортной городской инфраструктуры с интенсивным движением, транспортные терминалы и склады.
  • Группа F. Нагрузка 900 kN. Взлетные полосы аэропортов, Объекты с особо тяжелыми нагрузками на дорожное покрытие.

В соответствии с типом механической нагрузки необходимо подбирать и материал для мощения. Так, для садовых дорожек может подойти и бетонная тротуарная плитка с маркой прочности М300, но для мощения дорог с более серьезной транспортной нагрузкой, предусматривающей движение или стоянку легковых или грузовых автомобилей, следует выбирать более прочные материалы.

Также при подборе тротуарной плитки следует принимать во внимание не только механические нагрузки на дорожное покрытие, но и коэффициент водопоглощения материала и его морозостойкость, поскольку механическая нагрузка на мокрый и замерзший материал отразится иначе.

брусчатка тротуарная плитка

3. Морозостойкость тротуарной плитки.

Морозостойкость - это показатель, определяющий способность материала, насыщенного водой, выдерживать попеременное замораживание и оттаивание без изменений прочности и без признаков разрушения. Показатель морозостойкости напрямую связан с пористостью материала и его способностью впитывать влагу по объему. Вода, попавшая с поры материала, замерзая, увеличивается примерно на 10%, в результате чего возникает внутреннее напряжение и, как следствие, разрушение.

Так, если строительный материал имеет коэффициент водопоглощения больше 5-10%, он уже имеет очень низкий показатель морозостойкости - слишком много воды он способен принять в себя по массе, и при замерзании внутренняя влага, преобразовавшись в лед и увеличившись на 10%, порвет материал.

Таким образом, голландский и бельгийский облицовочный кирпич ручной формовки для российской действительности с ее частыми переходами температурного режима через отметку в ноль градусов, не подходит (разве что при использовании его при внутренних работах). По этой же причине в Россию не заводится тротуарный кирпич этих производителей - он не выдержит климатических испытаний одной зимы.

брусчатка тротуарная плитка

4. Цветостойкость тротуарной плитки.

Подвергаясь воздействию УФ лучей, многие материалы меняют свой изначальный цвет. Особенно изменению цвета подвержены такие материалы, в состав которых добавлены цветовые пигменты. Различные цвета выцветают с различной интенсивностью. Безусловно, существует целый ряд присадок и добавок, которые препятствуют изменению цвета при интенсивных УФ нагрузках.

Наименее подвержены изменению цвета натуральные материалы: глина, камень, бетон в его базовом цвете.

Глина, также как и натуральный камень получают свой цвет вследствие многовекового формирования грунта/породы, и цвет в первую очередь определяет химический состав.

Бетон в своей основе имеет светло-серый цвет, и любые вариации цвета достигаются путем добавления химических пигментов и красителей, которые, в свою очередь, подвержены выцветанию.

Для уверенности в том, что выбранная Вами тротуарная плитка не изменит свою привлекательность при эксплуатации, необходимо выбирать натуральные материалы (тротуарный клинкерный кирпич, камень, натуральный бетон).


Заказать
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.